21 ФЕВРАЛЯ — Балет 24

21 ФЕВРАЛЯ

Родился Клеман Филибер Лео Делиб (1836г.) — французский композитор, создатель балетов, опер, оперетт.

Семья Делиба переехала в Париж в 1847 году, после смерти отца  - почтового служащего. Мать мальчика, дочь оперного певца, сама давала ему первые уроки музыки. Вскоре Делиб поступил в Парижскую консерваторию. В 1849 он получил второй приз по сольфеджио, а год спустя, в 1850, занял первое место.

С 1853 по 1871 занимал место органиста при церкви Сен-Пьер-де-Шайо. В это же время сотрудничал с парижским «Лирическим театром» (в качестве аккомпаниатора и репетитора).

В 1871 году Делиб отказался от должности органиста, женился на Леонтин-Эстель Денен и полностью посвятил себя композиции.

Настоящая известность пришла к маэстро в 1865 года, после его кантаты «Alger» и в особенности, после балета «Источник», поставленного в 1866 году в Большой парижской опере.

Среди балетов Делиба особое место занимают «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» и «Сильвия, или Нимфа Дианы». Двумя этими сочинениями восхищался Чайковский, который писал про «Сильвию» так: «Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!»


Родился Василий Вайнонен (1901 г. ) - русский советский артист балета и балетмейстер, Заслуженный артист РСФСР,  лауреат двух Сталинских премий

Он был из тех, кто одарен от природы: музыкален, ритмичен, поэтому почти сразу ему дали сложную партию Шмеля в «Сказке о царе Салтане». После окончания училища Вайнонена приняли в труппу Мариинского театра, в кордебалет. Он исполнял партии в балетах Петипа, Иванова, Лопухова, освоил характерные танцы, начал ставить отдельные номера сам. В историю вошло его «Яблочко», в котором он исполнял соло.

В 1929 году Ленинградский театр оперы и балета провел конкурс на лучший балетный сценарий. Именно так началась история «Золотого века», который ставили на музыку Дмитрия Шостаковича три балетмейстера, в том числе и Вайнонен. Несмотря на то, что критика разнесла спектакль «в пух и прах», Вайнонену предложили постановку балета «Пламя Парижа».  Затем «Щелкунчика». В войну Василий  трудился в концертных бригадах, в 1944 году был отправлен в освобожденную Белоруссию, художественным руководителем балетной труппы Белорусского государственного театра оперы и балета, где пришлось долго восстанавливать сам театр после немцев.

Во время одной из репетиций  Вайнонен сильно повредил колено, встал вопрос об ампутации ноги, танцевать он больше не мог, и тогда стал зарисовывать придуманные движения. 

В 1951—1953 годах возглавлял балетную труппу Новосибирского театра оперы и балета. Три года в Сибири стали творческим взлетом – поставлены «Спящая красавица», «Берег счастья», танцы в операх, «Щелкунчик», «Берег счастья».  Вскоре Вайнонен вернулся в Большой театр, где ему предложили поставить балет «Гаяне».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *