Борис Эйфман: Мы остались на тех же принципах творческой свободы — Балет 24

Борис Эйфман: Мы остались на тех же принципах творческой свободы

Тринадцатого февраля в Александринском театре состоится спектакль-концерт "Вчера, сегодня, завтра", посвященный 40-летию Театра балета Бориса Эйфмана. Создатель и худрук театра рассказал о спектакле и его предыстории.

Сам Борис Эйфман признается, что название у юбилейного спектакля довольно банальное. Но зато оно очень точно отражает все этапы становления театра. Да и саму жизнь мастера, которая полностью посвящена искусству, добавим мы. 

Вчера 

"Эти 40 лет незабываемы, – говорит Борис Эйфман. – Но, с другой стороны, хотелось бы многое забыть, потому что были огромные трудности и препятствия, которые постоянно приходилось преодолевать. У меня все начиналось с белого листа. В начале 1977 г. я получил приглашение в Ленконцерт – спасать танцевальную компанию, которая заполняла паузы на эстрадных представлениях, в народе ее называли "литр-балет". Мне было поручено на базе этого коллектива создать нечто эстрадное, но более профессионально достойное. Это была уникальная ситуация и по времени, и по возможности, потому что надо было создать новую труппу, новый репертуар. Но нам повезло в главном: в труппу пришли солисты Алла Осипенко и Джон Марковский, потянулись другие интересные артисты. Двадцать девятого сентября 1979 г. мы показали первую программу, и началась наша творческая жизнь и одновременно с ней муки. Вначале я был просто молодой хореограф, который подавал надежды. А после 29 сентября стал оппозиционером официальной власти в плане своего неканонического видения балета. Это был очень сложный период. Каждый спектакль я минимум трижды сдавал худсовету, где меня учили, как сочинять хореографию. Это было унизительно. В 1987 г. я поставил балет "Мастер и Маргарита", который должен был стать моим последним спектаклем. Но тот же худсовет, который меня уничтожал, вдруг вынес вердикт: это новое искусство новой России. Так из диссидента я превратился в одного из лидеров современного искусства. 

Сегодня 

И пошла новая жизнь, тоже непростая. У артистов, которые получали очень скромные деньги, появилась возможность эмигрировать. А у нас – возможность гастролировать. Мы показывали спектакли в Европе, Америке, Азии. И даже те из них, которые сегодня мне кажутся в чем-то наивными, были с интересом и вниманием приняты зрителями. Это был второй этап. Он закончился в начале 2000-х. И в 2004-2005 гг. я почувствовал, что начался новый отсчет времени, потому что государство стало заниматься культурой, театрами, пошла серьезная финансовая поддержка. С другой стороны, мы остались на тех же принципах творческой свободы. Чего только стоят двухнедельные гастроли в Большом театре, где в 2017 г. мы показали 14 спектаклей, шесть разных программ. Это был колоссальный успех! Сегодня мы обласканы властью, избалованы мировым успехом. Но внутри меня живет неистребимая жажда творчества. И чем старше я становлюсь, тем желание работать еще больше втягивает меня. Сколько Бог даст сил, столько мы и будем работать и творить. 

Завтра 

 

Сейчас мы готовим спектакль-концерт и хотим собрать всех, кто был с нами в течение 40 лет, чтобы зрители увидели тех, кто создал славу нашего театра. Но мне было бы интересно еще показать наше будущее. Поэтому первое отделение мы отдадим воспитанникам Академии танца и покажем тех детей, которые сегодня осваивают новую технику, базирующуюся на серьезной классической основе. Также будут показаны фрагменты из наших спектаклей. Во втором отделении состоится премьера сочиненного нашим хореографом Олегом Габышевым специально к юбилею одноактного балета "Метель" на музыку Свиридова и Чайковского. Я очень рад, что в нашем театре созрела такая творческая личность, которая может блистательно выражать не только мои идеи, но и очень талантливо – свои собственные. 

Также в программе второго отделения – сцены из спектакля "Русский Гамлет", посвященного царевичу Павлу, и балета Up & Down по роману Фицджеральда "Ночь нежна". Если говорить о наших будущих работах, мы хотим поставить веселый, красивый танцевальный спектакль на музыку Иоганна Штрауса по пьесе "Пигмалион". Это будет совершенно другой балет, с трогательной и красивой историей, где смех сквозь слезы. Надеемся, что сумеем это сделать к концу текущего или к началу будущего года. Почему я так неуверенно говорю? Потому что, к сожалению, мы до сих пор не имеем своего театра и ничего не можем планировать. Решение о строительстве есть, проект есть, деньги есть, но ничего не делается. Ситуация совершенно не зависит от нас, а зависит от каких-то случайностей и совпадений, от других людей. И все же я надеюсь, что мечта многих любителей танца, чтобы в городе наконец-то появился Дворец танца, который станет одним из центров притяжения российского и петербургского балета, осуществится".

Елена Драпеко, депутат Государственной думы РФ: "Я помню, как начинался Театр Бориса Эйфмана. И лет 30 назад мне даже удалось с ним немного посотрудничать. Тогда – а время было довольно трудное – я была председателем Комитета по культуре Санкт-Петербурга, и нужно было обеспечить театр репетиционными площадками. И я очень рада, что многое из того, о чем мечталось и чего хотелось, сбылось. Сегодня есть школа, есть признание, хотя оно было практически сразу у этого театра. Есть видение, как развиваться ему дальше, потому что он не достиг еще своего пика. А это значит, что у театра и его руководителя есть будущее. Борис Эйфман фантастический, чудный, он бесконечен, мы его обожаем. А я – не только как балетмейстера, но и как человека. И я желаю нашему великому хореографу, чтобы он никогда не видел потолка, чтобы его у него просто не было".

Константин Сухенко, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга"Немного у нас таких людей и таких творческих коллективов, которые в такой степени прославляют Санкт-Петербург и являются лицом нашего города, нашей культуры и традиций, как Театр балета Бориса Эйфмана. Удивление и восхищение перед тем, что этому человеку удается создать на сцене, не покидает миллионы людей как в нашей стране, так и за рубежом. А эти чувства всегда сопровождают встречу с великим искусством. Наш город помогает театру балета в его планах. Надеюсь, что в этом году мы, мобилизовав все ресурсы – финансовые и организационные, сдадим Детский театр. Пока мы идем хорошими темпами, и надеюсь, все сделаем. Город также участвовал в том, чтобы появились театральные мастерские для декораций, которые тоже будут запущены в работу. Юбилей Театра Бориса Эйфмана – это историческое событие, далеко выходящее за рамки обычного".

Источник: https://www.spbdnevnik.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *