«ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ, ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ?» — Балет 24

«ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ, ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ?»

На сцене Александринского  -  спектакль-концерт  «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Событие завершает собой довольно большой юбилейный тур, который проходил в 2017 году и включал в себя новую постановку спектакля «Русский Гамлет», гастроли на Дальнем Востоке, в Китае, в Братиславе, в Лозанне.

Возвращение из гастролей на родную почву, в Александринку, ознаменовалось спектаклем, название которого одновременно развернуто и в прошлое,  и в будущее.

 

Когда-то, сам маэстро категорично сказал в интервью: «я не воспринимаю юбилеи как повод для подведения итогов». И, глядя на программу творческого вечера, хочется с этим согласиться.

Первое отделение программы, по сути, дивертисмент, где учащиеся Академии танца Эйфмана представляют  лучшие произведения своих педагогов: фрагменты из знаменитых спектаклей Бориса Эйфмана «По ту сторону греха» (по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы») и «Красная Жизель», хореографические номера, сочиненные ведущим солистом Театра, заслуженным артистом России Олегом Габышевым, а также педагогами Академии Ириной Кузнецовой, Еленой Кузьминой и Константином Кейхелем.

В этой структуре четко прослеживается желание Бориса Эйфмана показать преемственность своего стиля. Те его ученики, которые сформировались на репертуаре Эйфмана, впитали особенности остродраматического, философского, и в то же время, основанного на традициях русской хореографии, балета, теперь передают этот опыт дальше – своим ученикам. Их постановки, в русле зародившейся традиции «психологического» балета Эйфмана, отмечены новаторской хореографией.   «Дриады» Елены Кузьминой и «Ритуал» Олега Габышева с успехом исполнялись учениками Академии на балетных конкурсах, фестивалях, в ходе европейских и азиатских гастролей.

За 40 лет «горения» работой, Борис Яковлевич увлек своей вдохновенной мечтой многих. Так, Олег Габышев, получивший в театре Эйфмана звание «Заслуженного артиста России», приехал когда-то в Санкт-Петербург из Новосибирска, именно для того, чтобы получить возможность танцевать «современный» балет. Решиться на перемену мест его заставил все тот же «Русский Гамлет», постановку которого он когда-то увидел в записи.

Теперь же он, в подарок к юбилею, осуществил постановку одноактного балета «Метель» на музыку Г. В. Свиридова и П. И. Чайковского. Уже выбор музыки и темы показывает, что Олег движется по стопам своего наставника:  русская классика в основе партитуры, русская классика в основе либретто, драматическая история нерушимой клятвы, опрометчиво данной двумя незнакомыми людьми друг другу и, к счастью, клятвы не нарушенной. Для Олега Габышева «Метель» это символ рока, который играет людьми, как кукловод играет марионетками. Главные партии в постановке исполнили Олег Габышев, ведущая солистка Театра Любовь Андреева и педагог-репетитор, в недавнем прошлом – солист труппы, Илья Осипов.  Будет ли эта постановка жить дальше – покажет тот самый завтрашний день.

«Метель» открыла второе действие спектакля-концерта, а продолжили его сцены из балета «Русский Гамлет», посвященного царевичу Павлу, и балета «Up & Down» по роману Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна», в исполнении труппы театра.

Любимая Эйфманом тема безумия, исследуется здесь с противоположных сторон. Если для Павла роковой становится «нелюбовь» к нему его матери Екатерины, в чьей власти он всецело находится и как наследник, и как подданный, то для героя Фицджеральда, Дика Дайвера трагедия кроется именно в любви, которую он потратил на легкомысленную богатую жену, ушедшую от него к другому. Сам же Дайвер, лишившись возможности следовать своему призванию – лечить других, погружается в мир отчаяния и оказывается пациентом клиники, в которой когда-то был врачом. И все это рассказано с безупречным исполнительским мастерством, уникальной самоотдачей и высоким сценическим интеллектом. И, конечно, острая, подчас опасная, на грани возможного, хореография, которая прорывается из классических основ в мир будущего, в мир XXI века, чтобы увлечь за собой не только соратников, но и зрителей. Затронуть их чувства и эмоции, вдохновить отринуть страхи, следовать за мечтой и призванием.

С чем же выйдет театр  Эйфмана в завтрашний день?

Кажется, это уже понятно: прекрасные артисты – лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», премии Президента РФ и премии Правительства РФ: М. Абашова, Л. Андреева, С. Волобуев, О. Габышев, Д. Фишер и другие.  Оригинальный балетный репертуар, поиск и развитие новых форм хореографического искусства. Остается только пожелать театру Бориса Эйфмана поскорее обрести ту сцену, о которой он столько лет мечтает, где большинство поставленных спектаклей станет жить полноправной, репертуарной жизнью.

Автор фотографий Мастер Балетной фотографии Дарьян Волкова, специально для World of Ballet

«ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ, ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ?»: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *