1 марта — Балет 24

1 марта

Родился Анатолий Бердышев (1947) - танцовщик, балетмейстер, педагог.

Народный артист РСФСР, любимец балетных зрителей Новосибирска. После окончания хореографического училища он был принят в труппу театра, где прошел весь путь от участника кордебалета до первого премьера. В репертуар Анатолия Бердышева вошли сольные партии всех балетов, идущих на сцене театра. В Новосибирске бессменной партнершей танцовщика была его жена, Любовь Гершунова. Бердышева часто приглашали танцевать на столичных сценах, где в паре с ним работали лучшие балерины того времени. Особенно Анатолия Бердышева, как чуткого талантливого партнера, выделяла Майя Плисецкая, с которой они несколько лет плотно сотрудничали.


Родился Александр Яковлевич Головин - знаменитый художник и сценограф.

Свою художественную карьеру Головин начинал в дягилевском "Мире искусства", но в отличии от тонких графиков Бакста и Бенуа, его больше привлекали крупноформатные работы. Он много работал над театральными декорациями, в том числе к постановкам дягилевских сезонов в Париже. Среди них - декорации к балету «Жар-птица» на музыку И. Стравинского. В 1922 году Головин выполнил эскизы декораций и костюмов к балету "Ледяная дева" Федора Лопухова.

Б.В. Асафьев писал в своей книге "Русская живопись. Мысли и думы": «Головин, головинское в оперно-балетном театре давно уже <...> сделалось синонимом безупречного вкуса, элегантности, мастерства и щедрости художественного воображения. Ум Головина был в полной мере умом, прирожденным театру, зрелищности, театральности, человеку на подмостках».


Первое представление балета "Серенада" Дж. Баланчина в Нью-Йорке (1935).

«Балет „Серенада“ стал моей первой постановкой в США. Вскоре после моего прибытия в Америку мы с Линкольном Керстайном открыли в Нью-Йорке Школу американского балета. Я включил в программу вечерний класс сценического мастерства, чтобы показать ученикам, как выступления на сцене отличаются от работы в классе. „Серенада“ стала результатом уроков, которые я давал.

Мне показалось, что наилучший способ объяснить ученикам суть сценического мастерства – позволить им станцевать нечто новое, чего они никогда прежде не видели. Для работы я выбрал „Серенаду“ Чайковского. В первый вечер в классе собрались семнадцать девушек и ни одного юноши. Задача состояла в том, как расположить нечетное число девушек так, чтобы их построение выглядело интересно. Я расставил их по диагонали и решил, что начинать танец надо с движения рук, чтобы ученицы имели возможность поупражняться.

Именно так и начинался балет „Серенада“.

… многие считают, будто этот балет имеет тайный сюжет. Это не так. В нем танцовщики просто двигаются под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета – музыка серенады, если угодно – это танец при луне».

Джордж Баланчин, Френсис Мэйсон. «Сто один рассказ о большом балете»


Состоялась премьера балета «Три толстяка» в Большом театре (1935 год).

Талантливый балетмейстер Игорь Моисеев сам написал либретто к спектаклю на музыку В. Оранского по одноименному произведению Ю. Олеши, правда для балета музыкальную партитуру пришлось расширить.

Постановка балета предназначалась для хореографического училища как учебный спектакль, но в итоге Большой театр решил поставить балет в репертуар.

Главную героиню Суок танцевала Суламифь Месеррер (позже Ольга Лепешинская), продавца воздушных шаров - Асаф Месерер.

Спектакль дважды возобновлялся на сцене Большого театра: в 1938 году и в 1941, несмотря на нелюбовь критики. Третий раз возобновление предложили Якобсону, но он от этой работы отказался. Может быть,не последнюю роль в его отказе сыграли отзывы критиков - в балете отмечалось отсутствие массовых народных сцен и искажение революционного стремления народа. С такой репутацией постановка постепенно была убрана из репертуара. Всего прошло 43 представления: 37 раз — с марта 1935 по апрель 1938 и 6 раз — с января по март 1941 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *