2 марта — Балет 24

2 марта

Родился Лев Иванов (1834) - артист балета, выдающийся русский балетмейстер.

После окончания Петербургской театральной императорской школы был зачислен в Петербургскую императорскую труппу, где служил танцовщиком, а потом балетмейстером. Всю свою творческую жизнь он следовал за М. Петипа.

Вот что писала о Л. И. Иванове его ученица Матильда Кшесинская: «Его дарованию не дано было полностью развиться, и он не создал всего того, что мог бы дать при иных условиях. Мешала отчасти его природная леность, а отчасти его положение, при котором главный балетмейстер Петипа правил все и мог всегда взять его балет и по-своему слегка изменить, так что он оставался потом балетом Петипа».

Показательна история с постановкой «Щелкунчика» П. Чайковского, которую должен был делать М. Петипа, но заболел. Заменять именитого балетмейстера пришлось его помощнику, который, конечно, выполнял все наработки и заочные указания Петипа, но и добавлял эпизоды своего сочинительства. Так Л. Иванов стал первым постановщиком выдающегося балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Еще история - с «Лебединым озером».  Но после смерти П. Чайковского на концерте памяти композитора, дирекция императорских театров решила включить заново поставленный 2 акт «Лебединого озера». Петипа отказался от этой постановки, и работу доверили Льву Иванову. С поручением он справился блестящим образом. После премьеры М. Петипа предложил своему помощнику продолжить работу над постановкой целого спектакля.

К сожалению, те крохи записей постановок Льва Иванова, которые сохранились, были увезены режиссером театра Н. Сергеевым, который покинул Россию после революции. Сейчас они хранятся в библиотеке Гарвардского университета.  


Родилась Тамара Туманова (1919) – яркая балерина и актриса, «Черная жемчужина русского балета».

Она появилась на свет в дороге, когда ее семья навсегда уезжала из России. В Париже, совсем крошкой,
стала брать уроки у великой Ольги Преображенской, которая настояла, чтобы девочка взяла фамилию матери - Туманова. В девять лет Тамара дебютировала на сцене Парижской оперы в детском балете "Веер Жанны". Критики тогда писали: "Туманова - ребенок-вундеркинд, обладающий таким искусством fouette en tournant, doubles tours sur la pointe и уверенностью арабеска, что это просто ошеломляет".

В тринадцать лет она поступила в новую труппу Ballet Russe de Monte Carlo и встретилась с балетмейстером Джорджем Баланчиным. Туманова становится его подлинной музой, для которой мастер создал 11 балетов.

Современники отмечали, что именно Туманова представляла совершенный образец хореографического стиля Баланчина.

Туманова блистала не только в постановках труппы Русского балета Монте-Карло, но и на ведущих балетных сценах Европы и Америки – в Парижской Опере, Ковент-Гарден, Ла Скала. Ее Жизель была удостоена признания профессионалов, в Париже Тамара Туманова получила премию Федерации танцевальных журналистов и критиков.

Ей удалось стать воплощением и идей неоклассицизма Баланчина, и воодушевлять новаторские поиски Мясина, и играть на драматической сцене, в кино, в мюзиклах. СтильТумановой считали для себя образцом многие западные танцовщицы, в их числе была и юная М. Фонтейн. Редкая по тем временам техничность и виртуозность Тамары Тумановой повлияла, по мнению многих критиков, на зарождение балета в Америке и Австралии.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *