КАК ПЛИСЕЦКАЯ НАШЛА ДРУЗЕЙ В ТОЛЬЯТТИ — Балет 24

КАК ПЛИСЕЦКАЯ НАШЛА ДРУЗЕЙ В ТОЛЬЯТТИ

Мало кто из жителей России, Самарской области и отдельно взятого Тольятти знает, что именно здесь, в Автограде, работает единственная на планете хореографическая школа, которая официально носит имя Майи Плисецкой. Так решила сама прославленная балерина еще при жизни. Сейчас уникальное образовательное учреждение готовится отметить грядущий 20-летний юбилей.

Желание победило безвременье

Даже в наше время далеко не каждый крупный город имеет хотя бы небольшую балетную студию. А детская хореографическая школа (ДХШ) имени Плисецкой и вовсе открывалась в невероятно сложный для страны период. И не просто как скромный вечерний кружок, а сразу в статусе полноценного учебного заведения. Многие помнят, что в конце 1990-х дети и подростки увлекались совсем другими танцевальными направлениями. Тогда, к примеру, был безумно популярен брейк-данс, массово заполнивший внешкольный досуг молодежи.

«Тем не менее я, как педагог и профессиональный хореограф, видела, как много в Тольятти родителей, которые хотели бы приобщить свое чадо к классическому русскому танцевальному искусству», - говорит Надежда Горковенко, основатель и бессменный директор школы.

Но как в городе машиностроения и большой химической промышленности могла возникнуть, закрепиться и получить широкое признание детская балетная школа?

«Путь к успеху можно поделить на два этапа, - отвечает заслуженный работник культуры Самарской области. - Во-первых, за несколько лет до открытия ДХШ в умах руководства Тольятти и всего городского сообщества уже сложилось понимание, что мы не только автомобильная столица, но и город, способный в условиях нового времени стать крупным культурным центром. Яркие, свежие идеи и проекты гуманитарного плана регулярно находили поддержку на местном и региональном уровне. Соглашусь, что не всегда имелась материальная возможность. Прежде чем открыть школу, я тоже столкнулась с разными проблемами. Не хватало финансирования, отсутствовали высококлассные хореографы, да и вообще в Тольятти исторически не существовало фундаментальной базы и традиций русского балета. Однако у всех, включая далеких от этой темы чиновников администрации и крупных промышленников, было огромное желание. И совместными силами, вопреки обстоятельствам, красную ленточку на дверях нашей школы все-таки перерезали».

Первая встреча с примой

Второй этап расцвета учебного заведения связан с легендарной Майей Плисецкой. В 2000 году в рамках визита в Самарскую область Майя Михайловна неожиданно изменила официальную программу и попросила отвезти ее в тольяттинскую ДХШ, о существовании которой народную артистку Советского Союза кто-то вовремя оповестил.

«Середина июня, все воспитанники на каникулах, – вспоминает Надежда Горковенко. – Накануне вечером мне позвонил тогдашний глава города и сообщил, что завтра в обед к нам приедет Плисецкая. В спешном порядке мы пытались связаться с учениками, потому что понимали – одних рассказов прима-балерине будет мало, нужно обязательно показать уровень хореографической подготовки. Многих детей родители вывезли из лагерей отдыха, другие ребята приехали из деревень, где гостили у бабушек. В итоге встреча состоялась в очень непринужденной обстановке, и после знакомства со школой, во время чаепития, каждый ученик мог задать Майе Михайловне вопрос».

Чуть позже в интервью легенда мирового балета скажет, что ожидала замыленных вопросов в духе «как стать звездой», но школьники спрашивали Плисецкую, например, о том, как стать счастливым человеком, как сохранить чувство собственного достоинства в условиях, когда жизнь требует поступиться моральными принципами.

Кроме того, гостья была сильно удивлена тем, что за полтора-два года до ее посещения Тольятти хореографическая школа представляла собой голое помещение без оборудования, педагогов, профессиональных концертмейстеров.

В итоге тесная дружба между балетной школой Автограда и всемирно известной танцовщицей продолжалась в общей сложности полтора десятка лет, вплоть до кончины Майи Михайловны в 2015 году. В профессиональном смысле тольяттинские хореографы и их юные воспитанники по-настоящему породнились с Плисецкой. По приглашению последней наши дети неоднократно выступали на различных концертах и фестивалях с участием великой балерины либо при ее прямой поддержке. Да еще как выступали! Общий багаж престижных наград и призов, собранных тольяттинской школой, – более тысячи!

«Приятно работать с детками, у которых ум и талант удачно сочетаются друг с другом», – говорит Елена Елистратова, педагог-хореограф ДХШ имени Плисецкой.

Музей в подарок

Сотрудничество оказалось настолько плодотворным, что однажды Майя Плисецкая дала свое исключительное согласие на присвоение образовательному учреждению своего имени. Пожалуй, для любой школы, где преподают балет, это высшее подтверждение мастерства. Официально из уст Майи Михайловны такое право получили только тольяттинцы - единственные в мире.

Почти каждый контакт или встреча с прима-балериной не обходились без подарков с ее стороны. Отдельные вещи она присылала в Тольятти через друзей, коллег и знакомых, часть предметов передавала лично – в ходе новой поездки в Автоград, либо на тех же концертах, либо у себя дома, когда звала на чай, говорит Надежда Горковенко: «Мне посчастливилось не единожды бывать в гостях у Майи Плисецкой. Она охотно говорила о себе, о русском балете. И во время той или иной истории замирала на секунду, поднималась, молча уходила в другую комнату. Вернувшись, приносила и дарила нашей школе какую-то вещь. В итоге к концу каждого чаепития я покидала дом балерины с большим набором презентов. Майя Михайловна была настолько радушным и гостеприимным человеком, что однажды, уже на пороге, закрывая за мной дверь, она вновь застыла и задумчиво произнесла: «Так… Что бы еще вам подарить…» Взяла с полки фотографию в серебряной рамке и тоже положила в сумку».

За 15 лет дружбы в запасниках Тольяттинской хореографической школы накопились десятки предметов, связанных с Плисецкой. Около полусотни семейных и сценических фото, художественные портреты, комплект вееров, косметички, пудреницы, помады, пуанты, перчатки, бусы, подвески и даже накладные ресницы, на которых до сих пор осталась тушь балерины после одного из спектаклей. И богатый гардероб костюмов – начиная с повседневных тренировочных и заканчивая танцевальными. В том числе знаменитый роскошный костюм Айседоры Дункан, чей образ и характер Майя Михайловна передала, возможно, наиболее ярко и точно в истории мирового балетного искусства.

Понятно, что еще при жизни Плисецкой эти вещи требовали упорядочивания – и не где-то на складе, а в рамках отдельного музея, посвященного приме Большого театра. Официальное открытие музея Майи Плисецкой состоялось в ноябре 2015-го, в канун 90-летнего юбилея балерины. К сожалению, до круглой даты Майя Михайловна не дожила шесть месяцев…

«В нашей школе под музей мы отдали целый кабинет, – рассказала Надежда Горковенко. – Там собираем детей на творческие вечера, встречи с интересными людьми и показы документальных фильмов. Торжественное открытие выставки мы доверили известному театральному режиссеру, балетмейстеру и народному артисту России Андрису Лиепе. Он принял приглашение, разрезал ленточку и сказал в приветственном слове, что для него это большая честь и важная строчка в биографии – открыть первый в мире музей имени великой Майи Плисецкой. Да-да, никакой ошибки, он действительно первый в мире».

источник http://www.vkonline.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *