НИКАКИХ ФУЭТЕ ПОДШОФЕ. БАЛЕРИНА СМОТРИТ ФИЛЬМ «БОЛЬШОЙ» — Балет 24

НИКАКИХ ФУЭТЕ ПОДШОФЕ. БАЛЕРИНА СМОТРИТ ФИЛЬМ «БОЛЬШОЙ»

Балерина Михайловского театра Нина Османова — о стереотипах, откровенном вымысле и правде в фильме «Большой».

Фильм «Большой» Валерия Тодоровского можно смело назвать одной из главных премьер ушедшего 2017 года. История провинциальной балерины, которая пытается пробиться на главную сцену страны, ожидаемо вызвала большой интерес. К телевизионной премьере фильма, которая пройдет 9 марта на канале «Россия-1», АиФ.ru попросил балерину Михайловского театра Нину Османовуподелиться своими впечатлениями о «Большом» и оценить степень правдивости ленты. 

Балетные клише

Прежде чем посмотреть фильм, я много слышала про него от коллег. Большинство говорили о картине немного с усмешкой, поскольку там есть моменты, которые профессионалам кажутся странными. Сценаристы «Большого» использовали множество балетных клише. Это как с представлениями иностранцев о России. Ко мне недавно на улице подошли туристы, они немного заблудились. Был жуткий мороз и я, естественно, оделась очень тепло: огромная шапка, шуба, рукавицы, прямо как героиня настоящей русской сказки. Мы немного поболтали, а в конце один из них спросил: «Девушка, а где же ваш медведь?». Существует стереотип, что в России люди обязательно носят с собой своего ручного медведя. Забавно! Такие же эмоции я испытала, когда увидела момент в «Большом», где девушки обсуждают потерю девственности от шпагата. Любой врач вам скажет, что это невозможно.    

Немного фантастики

Самое начало фильма, когда главную героиню привозят на просмотр и к ней подходит мужчина, чтобы проверить данные, а она ему заявляет: «Э, руки», — этот момент немного из рода фантастики. Да, нас маленьких тоже так проверяли. Я прекрасно помню свое поступление в академию Вагановой: ты стоишь в трусах и майке, в зале, естественно, холодно. Вокруг куча детей и каждого вызывают на смотр комиссии. Но я даже представить себе не могу, чтобы кто-то из учениц хамил. Потом героиня так же резко общается с педагогом на занятии. Понятно, что по задумке авторов она приезжает поступать из маленького городка, из неблагополучной семьи, однако глядя на ее дерзость, мне хочется сказать: «Не верю!». Такая история могла произойти только в кино, к реальной жизни она не имеет никакого отношения.  

Правда, но с небольшой оговоркой

Будучи учениками, мы постоянно соревновались друг с другом и в коридорах, и в зале, и на улице. Но на трезвую голову, а не под градусом, как это изображается в фильме. Хотя, конечно, были и те, кто мог позволить себе подобные вещи. И это большая ошибка, потому что такие развлечения очень опасны для ног. Координация и скорость реакции сильно нарушаются. А балет — это высококоординационный вид искусства. Ни одному здравомыслящему водителю не придет в голову мысль сесть за руль после бутылки вина. И ни один уважающий себя артист не станет крутить фуэте или выполнять какой-то другой элемент, если он выпил.   

 

То, что балерина способна перепрыгнуть с одной крыши на другую — тоже из серии каких-то легенд. Допустим, с точки зрения физиологии подобный трюк возможен. Паркурщики прыгают, чем балерина хуже? Но, во-первых, адекватная танцовщица не станет этого делать, поскольку риск травмы слишком велик. Во-вторых, выполнить такой невероятный шпагат в прыжке, а потом еще приземлиться чуть ли не на одну ногу – это точно фантазии. Вот если бы героиня перепрыгнула крышу и сломала себе обе ноги, это было бы больше похоже на правду.  

100% попадание

Образ Алисы Фрейндлих, которая играет педагога — 100% попадание. Наблюдать за ее персонажем сплошное удовольствие. Она даже напомнила мне моих учителей. Ее фразы: «понабрали по объявлению» или «как из самодеятельности», — я слышала их сотню раз в своей жизни. Алиса Бруновна так точно поправляет девочек, дает им какие-то советы: «держим жемчужинку на ладони» или «обнимаем облачко». Педагогу часто приходится придумывать какие-то образные фразы, чтобы донести до ученика, что именно от него требуется. Я преподаю и тоже пользуюсь этим приемом: «представь, что у тебя на шее ожерелье за миллион долларов, оно не застегнуто, и если ты сгорбишься, то украшение упадет». После такого напутствия все мои ученицы сразу держат спину.

Алиса Фрейндлих в фильме «Большой» 

Привет из Голливуда

Момент, где мама Карины пытается купить партию Авроры для своей дочери, очень даже реален. Ни для кого не секрет, что эти вещи бывают в балетном мире. Есть же договорные матчи? Это примерно то же самое. Другой вопрос, когда речь идет о выпускном спектакле, к которому ты идешь несколько лет. Конечно, ни за какие деньги мира никто не отдаст эту партию. А просто так (из жалости, чувства справедливости и т.д.), как это сделала в конце фильма Карина — тем более! Еще не хватало, чтобы в финале бедная балерина заперлась в своей гримерке и начала рыдать над пуантами. Такой широкий жест в нашей профессии точно невозможен, а на какой-нибудь голливудской киностудии — вполне.

Смотреть или нет?

Я смотрела фильм с интересом. Хороший актерский состав — несомненный плюс «Большого». Да, есть много моментов, которые не имеют отношения к реальной жизни, но, к счастью, нет надрыва, какой-то 100% фальши и просто ереси, как в других картинах про балет. Мне однажды довелось посмотреть буквально одну серию мыльной оперы «Плоть и кости». Это было просто невыносимо! Подобные ленты создают впечатление, что балетные люди не занимаются искусством и не работают, а сутки напролет плетут интриги и строят козни друг другу. «Черный лебедь» тоже странный фильм, где балерины изображены сумасшедшими. Лично мне было немного обидно и грустно все это наблюдать. Такие ленты только увеличивают количество глупых стереотипов о людях нашей профессии. «Большой» в этом смысле не вызвал лично у меня какого-то негатива.

источник http://www.aif.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *