12 марта — Балет 24

12 марта

Родился Вацлав Фомич Нижинский (1890) - танцовщик и хореограф, новатор танца, автор балетов: «Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» и «Тиль Уленшпигель».

Нижинский окончил Петербургское театральное училище по классу Н. Легата и М. Обухова, и уже в 18 лет исполнял сольные партии в Мариинском театре. После знакомства с Сергеем Дягилевым, Вацлав был сразу приглашен им на место ведущего танцовщика в "Русском балетном сезоне" 1909. Парижская публика с восторгом приветствовала танцора с экзотической внешностью и удивительной техникой исполнения. С этих пор Дягилев планировал работу своей труппы с расчетом на Нижинского. Талантливый танцовщик исполнял главные роли в балетах М. Фокина –«Видение розы» и «Петрушка»; попробовал свои силы как хореограф и со временем заменил Фокина. Нижинского знали и любили в Европе; балетоманы наполняли залы театров до отказа, чтобы увидеть потрясающий прыжок танцовщика, когда он будто "зависал" в воздухе, насладиться даром перевоплощения Нижинского и почувствовать мощный магнетизм, который он посылал в зал.


Родился Вахтанг Чабукиани (1910) - танцовщик, хореограф, балетмейстер, педагог,Народный артист СССР.

Азы хореографии он начал осваивать очень поздно, только в тринадцать лет, когда научился, его взяли стажером в Тбилисский театр оперы и балета. Но Вахтанга это не устраивало, и он уехал в Ленинград продолжать учебу. Правда, в хореографическое училище Чабукиани не приняли из-за возраста – на тот момент ему было уже семнадцать. Тогда он  поступил на вечерние курсы при училище и работал так усердно, что через два года юношу перевели на дневное отделение. Экстерном за несколько лет Чабукиани освоил всю необходимую программу. Победной точкой стал выпускной экзамен, на котором Вахтанг с блеском исполнил этюд собственного сочинения. Юношу с отличными природными данными и огромной работоспособностью приняли в труппу театра имени Кирова. Через несколько лет  Чабукиани танцевал более двадцати балетных партий. После гастрольной поездки в США Чабукиани и его постоянной партнерши Татьяны Вечесловой, в газетах появились заголовки: «Вечеслова и Чабукиани штурмом взяли Нью-Йорк!». В 1941 году, Чабукиани переехал в Грузию, перейдя в Тбилисский театр оперы и балета на должность главного балетмейстера и ведущего танцовщика. В этот очень активный творческий период он поставил свой балет «Лауренсия», «Жизель», «Шопениану», «Вальпургиеву ночь», «Дон Кихот», «Эсмеральда», «Лебединое озеро»,  «Сказание о Тариэле», «Синатле» и «Горда». В  1957 он создал один из лучших своих балетов — «Отелло», который был перенесен из Грузии на сцену Кировского театра.


Родился Валерий Матвеевич Панов (Шульман) (1938 г) - артист балета, балетный педагог и балетмейстер.

Валерий родился в Витебске, потом семья переехала в Прибалтику, откуда Шульман поступил в Ленинградское хореографическое училище, и был принят на работу в Ленинградский Малый театр, а с 1964 года - в театр им. Кирова. На сцене Валерия отличало актерское мастерство и невероятная харизма.

"Оба исполнителя — особенно Панов — представляли самый ценный и дорогой для меня тип танцующего актёра: их темперамент органично сливался с эмоциональностью хореографии. Отделить, где — танец, где — пластическая фраза, где — эмоция, оказывалось невозможно. Всё составляло единый образ роли и спектакля!" - писал Олег Виноградов о его танце в балете "Горянка", за которую Панов удостоился государственной премии РСФСР.  Вместе с тем, после гастролей в США в 1959 году, артиста перестали выпускать за границу, а его решение уехать в Израиль в 1972 году привело к увольнению из театра и долгой борьбе за выезд. В 1974 году, после большой зарубежной кампании за выезд Панова, ему удалось переехать в Израиль, где он получил контракты с крупнейшими труппами США и Европы. В 1998 году, вернувшись в Израиль, организовал собственный театр - "Театр-балет Панов Ашдод", где ставит как мировую классику, так и балеты собственного сочинения.


В Парижской опере состоялась премьера балета «Сильфида» (1832), открывшая новый жанр в хореографическом искусстве - романтический балет.  

Балетмейстер Ф. Тальони за основу сюжета взял фантастическую повесть Шарля Нодье, где красной нитью через все повествование проходит мысль о несовместимости поэзии и прозы жизни. «Сильфида» стала первым балетом, где М.Тальони танцевала на пуантах. А танец сильфид, впоследствии называемый «классическим», явился новшеством для балета того времени. Историк балета В. Красовская писала о танце сильфид: «(он) передавал самые сложные движения души — души, сделавшейся зримой, принявшей материальную оболочку» и «являлся как бы наречием существ фантастического мира, условно поэтическим языком, каким Сильфида и ей подобные персонажи выражали свои думы и переживания, от светлой радости до горькой печали. И он становился особенно выразительным в кульминационных точках драматического действия: выражая действие, сам этим действием являлся».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *