13 марта — Балет 24

13 марта

Родился Юрий Слонимский (1902) - балетовед, театральный критик, драматург-либреттист, педагог, профессор.

Он написал более 400 статей о балете. Вместе с молодым Дж. Баланчиным организовывал в Петрограде экспериментальную труппу «Молодой балет». С А. Лопуховым работал над учебником «Основы характерного танца»; и вместе с ним организовали при хореографическом училище первое в истории балетного театра балетмейстерское отделение. Слонимский свою работу над теорией балета не отделял от практики и создавал либретто новых постановок. «Книги Слонимского — не из тех, что бегло перелистываешь или прочитываешь всего один раз, чтобы потом на вечные времена поставить обратно в шкаф. Их перечитываешь помногу, всякий раз извлекая нечто новое, с интересом отмечая, как меняется восприятие написанного с ходом лет, по мере развития балетного театра» (Ю. Григорович).


Родился Игорь Иванович Юшкевич (1912г) - французский и американский артист балета, балетный педагог.

Вместе с семьей выехал из России в 1920. Учился на инженера в Белградском университете. Увлекался атлетикой и гимнастикой, в составе югославской команды участвовал в Олимпийских играх в Праге (1932). В довольно позднем возрасте увлекся балетом. В 1932 дебютировал на парижской сцене. В 1937 вошел в состав Русского балета Монте-Карло, руководимого Леонидом Мясиным, работал в труппе до 1944. Танцевал в постановках Мясина, Брониславы Нижинской. В 1944 получил гражданство США, служил в американском флоте. С 1946 поступил в Театр американского балета. Работал с Алисией Марковой, Тамарой Тумановой, Наталией Красовской. Танцевал с Алисией Алонсо в "Жизели" и других постановках Джорджа Баланчина. В 1947 выступал на Кубе, в 1948 был c Балетом Алисии Алонсо на гастролях в странах Латинской Америки, работал с этой балетной труппой до 1960 (лучшей ролью здесь была партия Ромео в балете Ромео и Джульетта, поставленном Альберто Алонсо). Вернулся в Русский балет Монте-Карло как танцовщик и художественный руководитель. В 1960 был с гастролями в СССР. В 1962 покинул сцену. Вместе с женой, балериной Анной Скарповой (ум. 1997) руководил балетной школой в Нью-Йорке и небольшой балетной компанией Youth Ballet Romantique. В 1971-1982 преподавал в Техасском университете. В 1985 вместе с Илоной Копен учредил международный конкурс New York International Ballet Competition (NYIBC) и был его художественным директором. Оказал глубокое влияние на творчество Эрика Бруна.


Родилась Зора Семберова (1913 г.)-чешская танцовщица и хореограф, первая исполнительница партии Джульеты.

Зора родилась в Вышкове и выросла в Брно, изначально занимаясь балетом у частных учителей. Повзрослев, она продолжила свое обучение в школах Ольги Преображенской в Париже , Татьяны Гзовской в Берлине и Розалии Хладек в Австрии. Помимо танца, в Париже она брала уроки пантомимы у Марселя Марсо и Э. Ярошевича. Зора выступала с балетным ансамблем Национального театра в Праге с 1928 по 1930 годы и с 1943 по 1959 год. В перерывах работала в Париже и Брно. Преподавала в Пражской консерватории и в Академии исполнительских искусств в Праге . В 1968 году она переехала в Австралию, чтобы преподавать в университете Флиндерс, где и осталась после подавления "пражской весны", основав Австралийский театр мимов.

На свой 80-й день рождения она получила Золотую мемориальную доску и звание почетного члена Национального театра в Праге.


Родилась Марианна Сергеевна Боголюбская (1919 г.) - балерина, солистка Большого театра 40-50 годов прошлого века, балетный педагог, заслуженная артистка РСФСР.

Марианна окончила Московское хореографическое училище в классе Е. Гердт и сразу была приглашена солисткой в труппу Большого, где вела почти все балеты, идущие в то время в театре. С именем Боголюбской связана уникальность исполненных ей в балете «Бахчисарайский фонтан» двух противоположных по характеру ролей - нежной Марии и мстительной Заремы. Еще в хореографическом училище Марианна слепила фигурку балерины, которую высоко оценил балетмейстер Голейзовский, тоже занимавшийся скульптурой. На закате своей карьеры Боголюбская занялась скульптурой и ее фигурки балерин прекрасно передавали красоту и грацию танцевальных движений.  Между прочих, она вылепила портреты Майй Плисецкой, Ирины Тихомирновой, Нины Симоновой.


Родилась Ирина Михайловна Баронова (1919) - звезда "Русского балета Монте-Карло",  Вице-Президент Королевской Академии Балета Австралии.

Дочь эмигрантов из России, она в детстве полюбила балет, увидев Тамару Карсавину на сцене. Прислушавшись к мнению педагогов, жившие в Бухаресте родители, отвезли Иру в Париж, где отдали в балетную школу Ольги Преображенской. В 1932 году Джордж Баланчин увидел девочку на сцене Опера де Пари и взял  в новую труппу "Русский балет Монте-Карло", где вместе с Тамарой Тумановой и Татьяной Рябушинской Ирина составила трио так называемых "бэби-балерин" - артисткам было по 13 лет. С труппой балета Ирина гастролировала в США, Германии, Австралии, а в 27 лет оставила балет ради замужества.

После смерти двух мужей, Ирина вернулась в балет с  преподавательской деятельностью: давала уроки мимики и мастер-классы в Королевской Академии Танца, проводила семинары во многих странах как приглашённый хореограф.
Ирина Баронова награждена престижной Медалью Нижинского, почётным Дипломом Школы Искусств Северной Кaролины, наградой Лусии Чейс Американского Театра Балета. В 1996 году ей вручили награду Королевы Елизаветы II от Королевской Академии Танца "за бесценный вклад в балет".


13 марта 1932 г. в ленинградском Государственном академическом театре оперы и балета состоялась премьера балета А. Адана «Жизель».

Балет был возобновлен художественным руководителем театра А. Вагановой.

Главную партию исполнила Г. Уланова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *