TOP-5 ЗАБЫТЫХ БАЛЕТОВ ПЕТИПА — Балет 24

TOP-5 ЗАБЫТЫХ БАЛЕТОВ ПЕТИПА

Сегодня 200-летний юбилей со дня рождения Мариуса Петипа.  Созданные им балеты гарантировали великому балетмейстеру бессмертие. Но в числе успешных постановок - "Спящая красавица", "Раймонда", "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Баядерка", есть ряд спектаклей, которые сегодня помнят только специалисты. О пяти из них постараемся вам напомнить.


«Трильби, демон камина»(1871) .

Фантастический балет в 2 актах 3 картинах на музыку Юлия Гербера, созданный молодым Петипа для бенефиса Адели Гранцовой. Либретто было написано по новелле Шарля Нодье о шотландском духе, наподобие домового, поселившемся в камине прекрасной крестьянки и завладевшем ее сердцем.  В балете Петипа, по воспоминанию исполнявшей его позднее Екатерины Вазем:«У швейцарской девушки едва не расстраивается свадьба из-за проказ увлеченного ею фантастического существа: во сне она превращается в голубя, порхающего среди птиц и эльфов, и долго не может отделаться от очарования этого сна». В балете хореограф как всегда не обошелся без выразительных приемов, например, артисты были расставлены в группировку, изображающую распустившийся хвост павлина, что так сильно впечатляло публику девятнадцатого столетия. А художник, Гартман не отказал себе в удовольствие одеть детей, выступавших в "птичьей" сцене, в костюмы не вылупившихся птенцов в яичной скорлупе. 

«Трильби» был насыщен классическими танцами и имел успех у зрителей, отличаясь от прочих «поэтичностью».  Тем не менее, более модная "Сильфида", созданная на том же литературном материале, все-таки имела более ошеломляющий успех.

При этом прыжковая вариация из "Трильби" вошла в постановку "Пахиты".


"Сон в летнюю ночь" (1889).  

Фантастический балет, поставленный по пьесе Шекспира - единственный раз, когда Петипа обратился к творчеству великого английского драматурга. Музыку к балету составляли сочинения Феликса Мендельсона Бартольди и Людвига Минкуса.  "Сон" включал более раннюю постановку Петипа "Титания", впервые показанную артистами балетной труппы Мариинского театра в Михайловском дворце великой княгини Елены Павловны 18 (30) ноября 1866 года в рамках празднеств по поводу бракосочетания цесаревича Александра и датской принцессы Дагмары.

От Шекспира в балете остался сюжет про Оберона и Титанию, а сам балет представлял собой дивертисмент разных представителей эльфийского царства.  Потом к этой теме возвращались Фокин, Баланчин, Ноймайер, и Петипа оказался погребен под мощным культурным пластом.


  «Сатанилла, или Любовь и ад» (1849).

Большой пантомимный балет в 3 актах Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа (инструментовка Константина Лядова), по Жозефу Мазилье.  В основу либретто лег фантастический роман французского писателя Жака Казотта "Влюбленный бес", про черта, который влюбился в парижского гуляку и притворился очаровательной дамой. Директор театров A. М. Гедеонов заказал этот балет для своей фаворитки Андреяновой. После успеха в Петербурге балет был перенесен в Москву.

Не понятно, почему это веселый балет канул в лету. В настоящее время самым известным из него остается па-де-де "Венецианский карнавал"


"Царь Кандавл" (1868).

Балет в четырёх действиях и шести картинах с апофеозом  на музыку Цезаря Пуни по либретто Анри де Сен-Жоржа и Мариуса Петипа, основанном на поэме Теофиля Готье «Царь Кандавл».

Премьера состоялась 29 (17) октября 1868 года на сцене петербургского Большого театра. В главной роли выступила Генриетта Дор (Низия). Сюжет балета несколько запутан, Кандавл в нем не законный правитель, а узурпатор, который объявляет красоту своей жены Низии равной красоте Венеры.  Разгневанная богиня заставила Низию убить мужа, после чего красавица, преследуемая призраком супруга, тоже умерла, а престол вернулся к законному царю Гигесу. В роли Низии блистали самые известные танцовщицы: Екатерина Вазем, Матильда Кшесинская, Анна Павлова.

Популярность балета привела к тому, что в 1925 году советские балетмейстеры попытались переписать либретто на революционный лад, сделав главной героиней пастушку Клитию. Вместе с тем,  обе постановки "Царя Кандавла" канули в лету и в настоящее время балет прочно забыт, исполняясь только в вариациях на конкурсах.



"Дочь фараона" (1862).

Единственная постановка, из нашего TOP-5, которая идет на сцене и сегодня.

Самый первый "большой балет", созданный в Петербурге Петипа для бенефиса Розати. Балет поражал современников роскошью постановки.  Сюжет повествовал о том, как английский лорд Вильсон, заночевав в пирамиде и выкурив опиум, видит себя в роли возлюбленного и жениха любимой дочери фараона Аспиччии.  В 2000 году, восстановленный известным реконструктором балетов Пьером Лакотом балет получил свое место в репертуаре Большого театра, не смотря на то, что изначально, постановка Петипа москвичам не нравилась, они больше любили постановку Горского, включавшую больше исторических реалий.

И все-таки сегодня балет кажется исторической "экзотикой", а поддержание постановки в качестве "репертуарной" требует исключительной доброй воли дирекции.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *