НЕИСТОВЫЙ РУДОЛЬФ

0
155
ITAR-TASS: KAZAN, RUSSIA. MAY 29, 2011. Dancers seen at the stage during the gala concert marking the closing of the 24th International Rudolf Nureyev Classical Ballet Festival. (Photo ITAR-TASS/ Alexei Nasyrov) Ðîññèÿ. Êàçàíü. 29 ìàÿ. Ó÷àñòíèêè ôèíàëüíîãî ãàëà - êîíöåðòà â ðàìêàõ çàêðûòèÿ XXIV ìåæäóíàðîäíîãî ôåñòèâàëÿ êëàññè÷åñêîãî áàëåòà èìåíè Ðóäîëüôà Íóðèåâà. Ôîòî ÈÒÀÐ-ÒÀÑÑ/ Àëåêñåé Íàñûðîâ
17 марта ему исполнилось бы 80... Биография великого танцовщика ХХ века Рудольфа Нуреева (1938–1993), сотканная из противоречивых фактов, «правдивых историй» и невообразимых приключений, с годами все больше напоминает театральную легенду. Пройдут десятилетия, и его имя станет нарицательным. Такова судьба творцов, чьи деяния переживают своих героев.

Жизнь «неистового Рудольфа» — это история любви, любви всепоглощающей и страстной — к человеку, театру, свободе, искусству. Но прежде всего — к танцу, который в его исполнении не развлекал, а завораживал и покорял. По сей день тайной остается магия его исполнительского искусства, которое во многом определило ход развития мирового балета и о котором великая Майя Плисецкая сказала: «До Нуреева танцевали по-другому». Кроме того, Нуреев создал определенный исполнительский стиль, многие пытаются ему подражать — пока безуспешно. Ключ к разгадке этой тайны кроется, на мой взгляд, в сочетании русской школы классического танца и природной пластики танцовщика, в его национальном темпераменте. Сам Нуреев говорил об этом так: «Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет както быстрее и готова вскипеть всегда».

Однако танцевальные способности, хорошая школа, отличные физические и внешние данные, виртуозная техника — зависающие прыжки, сумасшедшие вращения — это только часть успеха артиста. Главное в личности исполнителя то, с чем он выходит на сцену, к зрителям. Сегодня в мире много виртуозных танцовщиков, но мало истинных художников. Нуреев танцевал так, словно представал перед лицом вечности.

Непредсказуемо устроена жизнь. В 1847 году из Парижа в Санкт-Петербург приехал на заработки молодой французский танцовщик Мариус Петипа и остался в России навсегда. Спустя сто с лишним лет, в 1961 году, молодой советский артист балета Рудольф Нуреев совершил «прыжок к свободе творчества» в парижском аэропорту во время гастролей Кировского театра по Европе. Первый стал великим хореографом, его балеты разошлись по всему миру, украшая по сей день сцены лучших театров, в честь его заслуг Россия объявила 2018 год годом Мариуса Петипа… Второй стал знаменитым танцовщиком, прославившись в балетах Петипа. Став в конце жизни балетным директором «Гранд-опера», Нуреев перенес на ее сцену балеты Петипа, в том числе и в собственной редакции.

А тут вот подумалось: а смог бы Нуреев реализовать свой танцевальный талант в Советской России? Думаю, да, хотя и бесперспективное это занятие — рассуждать по законам сослагательного наклонения. Его исполнительская судьба складывалась совсем неплохо: тогдашняя прима Кировского театра Наталья Дудинская взяла его в партнеры, он танцевал с изысканной балериной Аллой Осипенко… А вот палат каменных Нуреев здесь определенно не нажил бы. И с Эриком Бруном он вряд ли бы встретился… И великая Фонтейн без встречи с Нуреевым ушла бы со сцены Английского балета лет на десять раньше… Впрочем, что толку размышлять об этом… Важно иное. В 1963 году под музыку Листа прима Марго Фонтейн искусно плела «балетные кружева», а ее юный партнер демонстрировал чудеса виртуозной техники и почти «животную страсть» в балете Фредерика Аштона «Маргарита и Арман». Потом этот балет многие годы не возобновляли по причине отсутствия «достойных преемников». Такова судьба почти всех спектаклей, поставленных на Нуреева или поставленных хореографом Нуреевым — с собой в главной роли. Великий исполнитель ушел, а легенда осталась и живет, сохраняя вокруг его балетов ореол «шедевров». И в этом тоже магия таланта Нуреева.

Валерий Модестов, театральный критик.

источник http://vm.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here