18 МАРТА — Балет 24

18 МАРТА

Родилась Гзовская Татьяна Васильевна (1901 г.) - артистка балета, хореограф и педагог.

Татьяна Исаченко родилась в семье санкт-петербургского адвоката. В 1908 году поступила в Петербургское театральное училище, на курс  Е. П. Соколовой и О. И. Преображенской. Чуть позже увлеклась современным танцем, и занималась у Ирмы Дункан в Москве. Революция заставила Татьяну перебраться в Краснодар, где она вышла замуж за знакомого по Петербургу, балетмейстера Виктора Гзовского. В 1925 году Гзовские уехали в Берлин, где Виктор получил должность балетмейстера Берлинской оперы, а Татьяна сперва преподавала и ставила танцы для варьете. В 1928 году Татьяна вместе с мужем открыла школу и основала труппу «Балет Гзовских». С 1935 года начала свою балетмейстерскую деятельность, поставив в Эссене балет «Дон Жуан». В 1943-м за постановку антивоенного балета «Гойески» на музыку одноимённый оперы Э. Гранадоса в берлинском театре «Фольксбюне» подверглась запрету на профессиональную деятельность со стороны фашистских властей.

 В 1945—1950 годах была назначена руководителем балетной труппы Немецкой государственной оперы в Восточном Берлине. Стала основательницей немецкого "драмбалета".

Руководство ГДР, запретило постановки балетов на музыку Блахера и Стравинского, как не соответствующие требованиям социалистического реализма. Гзовская, вместе с частью артистов балетной труппы, переехала в Западный сектор Берлина. В 1952 году на городском театральном фестивале представила мировую премьеру балета Х. В. Хенце «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского.

В 1950—1951 годах работала в Буэнос-Айресе, в театре Колон, где наряду с переносом своих спектаклей «Иоанн Царисский», «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», поставила новую работу — балет «Шахматы». В 1953—1956 годах сделала несколько постановок для миланского театра Ла Скала. С 1954 по 1966 руководила балетной труппой Немецкой городской оперы (Западный Берлин).

В 1955 году организовала компанию «Берлинский балет», с которой многократно гастролировала и совершила турне по Южной Америке. С 1959 по 1966 руководила балетной труппой во Франкфурте.

В 1960 году перенесла на сцену Парижской оперы расширенную версию своего балета «Дама с камелиями».

На основе классического балета и свободного танца, Татьяна Гзовская выработала свой пластический язык, который отличал все ее постановки. Другой особенность ее спектаклей стало то, что она предпочитала работать с существующими композиторами, и ставила балеты на современную музыку, а не выбирала отрывки из разных произведений. Либретто к спектаклям зачастую тоже писала сама.

В 1992 правительство удостоило ее Креста за заслуги перед ФРГ.

Творческое наследие Татьяны Гзовской сегодня почти забыто, сохранились редкие записи, в основном, отрывков и репетиций. Но, возможно, интерес к ее наследию еще возродится в Берлине, или в Европе.


Родилась Галина Николаевна Кириллова (1916 г.) - советская артистка балета, педагог, Народная артистка УССР, Заслуженная артистка РСФСР.

Галина Кириллова родилась в Екатеринбурге. Окончила ЛХУ в 1935 году, по классу А.Я.Вагановой.  Поступила в Малый Театр оперы и балета в Ленинграде.  в 1942 году перешла в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где танцевала до 1961 года. После войны стала ведущей балериной Кировского театра. Критики отмечали ее яркое комедийное и лирическое дарование.

Начиная с 1972 года Галина Кириллова руководила балетной труппой Театра оперы и балета УССР имени Т. Г. Шевченко (до 1974) и являлась художественным руководителем Киевского хореографического училища. Среди учениц Кирилловой — балерины Татьяна Таякина, Нина Семизорова, Анна Кушнарёва, Татьяна Боровик.


Родилась Гилен Тесмар (1943г.) - французская артистка балета и педагог, прима-балерина парижской Оперы.

Выпускница Парижской Консерватории, Гилен хотела поступить в труппу «Гран балле маркиза де Куэваса», но через год труппа распалась и Гилен отправилась на юг Франции, в Экс-ан-Прованс, где познакомилась с будущим мужем - реставратором балетов Пьером Лакоттом. Будучи неоклассической балериной, Тесмар поступила в труппу «Му­зы­каль­ная мо­ло­дёжь Фран­ции» где выступала до замужества в 1968 году. Под влиянием Лакотта Гилен стала уделять больше внимания классике, став идеальной Сильфидой в одноименной постановке супруга. После выступлений в труппе Ролана Пети и в Канаде, стала этуалью Парижской оперы, танцевала в Нью-Йорке у Баланчина, входила в круг близких друзей Нуриева.  С 1987 г. стала педагогом, с успехом воплощая свои уроки не только во Франции, но в Англии, Аргентине и Санкт-Петербургской Академии им. Вагановой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *