20 марта

0
262

Родился Владимир Михайлович Юровский (1915)  - Композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР

Мальчик родился в Киевской губернии и рано обнаружил музыкальный слух - уже в  одиннадцать лет он начал подрабатывать тапёром. Поступив в Киевский музыкальный техникум, вскоре стал помощником дирижёра в Киевском оперном театре.

В 1938 году окончил Московскую Государственную консерваторию (класс Н.Я. Мясковского). 30 декабря 1942 года в эвакуированном в Куйбышев Большом театре состоялась премьера его балета «Алые паруса» (по повести А. Грина), высокую оценку которому в своей рецензии в газете «Правда» дал Д. Д. Шостакович. Написал балеты «Под небом Италии» (по мотивам «Сказок об Италии» Максима Горького, 1952), «Золотая антилопа» (1960), «Перед рассветом» (1961), «Янко-музыкант» (1961).


Родилась Бася Залмановна Карпилова (1921) - ведущая балерина Большого театра Белорусии, Заслуженная артистка БССР.

В 1929 году родитель юной Баси отдали ее в балетную студию при Бакинском оперном театре. Старательную ученицу заметили и в 1934 году направили на учебу в Москву. В 1939 году Бася закончила училище. Ее настойчиво приглашал в свой коллектив Игорь Моисеев, но артистка хотела танцевать именно в театре. Выдержав конкурс, стала солисткой Московского художественного балета, который именно в это время был включен в состав Музыкального театра имени В.Немировича-Данченко. В годы войны, Бася эвакуировалась в Баку, и служила в Ансамбле Каспийской военной флотилии. Но за годы войны, балерина утратила московскую прописку, и в сентябре 1944 года Розенблат приехала на работу в столицу Беларусии -  Минск. В июле 1945 года, театр открылся жизнерадостным балетом “Арлекинада” Р.Дриго. Бася Розенблат с успехом исполнила в нем ведущую партию Коломбины. В 1949 году балерина вышла замуж за Виктора Григорьевича Карпилова, ставшего впоследствии известным белорусским режиссером. За годы работы в Минске Карпилова выросла в одну из ведущих балерин трупы. Она исполняла партии как в классических балетах, так и в национальном репертуаре и новых постановках. Но самой известной стала ее блестящая партия Эсмеральды. В 1961 году Бася Карпилова ушла на пенсию, но, до 1983-го года, работала тренером по хореографии в минской Школе высшего мастерства, где готовили фигуристов.


Родилась Фердаус Мухаметвалеевна Нафикова (1938) -солистка Башкирского государственного театра оперы и балета. Народная артистка РСФСР

Рано осиротев, Фердаус воспитывалась в детском доме, где стала заниматься хореографией. В 1956 году она, окончив Ленинградское хореографическое училище, поступила в труппу Башкирского государственного театра оперы и балета, где достигла звания солистки. Основные партии: Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Галима («Черноликие» Х. Заимова и А. Чугаева), Зайтунгуль («Журавлиная песнь» Л. Степанова и З. Исмагилова), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского), Франциска («Голубой Дунай» И. Штрауса). Лучшей в творчестве балерины стала роль Кармен в «Кармен-сюите» Жоржа Бизе-Родиона Щедрина.

На сцене Башкирского театра, она прослужила более двух десятков лет.

C 1986 года — работала преподавателем Уфимского хореографического училища.


В этот день в 1968 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр) состоялась премьера балета «Горянка».

Балетмейстер О. Виноградов поставил спектакль на музыку М. Кажлаева по мотивам одноименной поэмы Р. Гамзатова. Балетмейстер вспоминал: «Готовясь к постановке балета, я со специальной экспедицией объездил и обходил буквально весь Дагестан. Впечатления от этого остались на долгие годы. Дагестан — море музыки, ритмов, пластики. Редко где можно встретить такое разнообразие и богатство танцев, как в этой республике. Танец для горцев — насущная необходимость, потребность. Там танцуют все с раннего детства до глубокой старости. К хорошо танцующему человеку относятся с уважением, а к неумению танцевать — как к досадному недоразумению. Горцы очень искренни в танцах, они отдаются стихии движений целиком. А какая сложность и изобретательность движений, какое богатство средств выражения! Например, аварские девушки танцуют на пальцах даже на неровных камнях, и, разумеется, без специальных туфель. Часто в пластике женщин встречаются по-мужски сильные движения. Старики в танце выглядят намного моложе, а дети — почти как взрослые горцы».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here