23 марта

2
167

В 1961 году  состоялось первое представление балета "Легенда о любви" Ю. Григоровича (Театр оперы и балета им. Кирова, Ленинград).

Либретто балета «Легенда о любви» сочинил Назым Хикмет, на основе своей драмы «Ферхад и Ширин», которая основывалась на старинной персидской легенде «Хосров и Ширин». Восточная притча рассказывала о том, как мучительны любовь и ревность, и превозносила выше любви земной, в духе советской эпохи,  - любовь к народу и жажду облегчить его страдания. В 1958 году молодой азербайджанский композитор Ариф Меликов начал писать музыку к балету, закончив ее за два года. Спектакль ставился в Ленинграде,  хореографом выступил молодой еще Ю. Григорович.  Считается, что пять ударов литавр в спектакле, символизируют посвящение пяти людям, причастным к созданию в 1961 году этого балета (Хикмет, Меликов, Григорович, дирижер Ниязи и художник Симон Вирсаладзе).

В премьерном спектакле  танцевали: Мехменэ Бану - Ольга Моисеева, Ширин - Ирина Колпакова, Ферхад - Александр Грибов, Визирь - Анатолий Гридин.

Московская премьера состоялась в апреле 1965-го.


В 1971 году  была дана премьера балета «Сотворение мира», балетмейстеров В.Ю. Василёва и Н.Д. Касаткиной (Театр им. Кирова, Ленинград)

Балет был поставлен на музыку А.Петрова, и позже получил приставку "Арт рок-балет". Спектакль был выстрадан - перед этим министр культуры Фурцева шесть лет не давала разрешения на работу балетмейстеров, провозгласив: «Я этих модернистов на порог Большого не пущу». Но все-таки им удалось осуществить постановку в Ленинграде. В основе балета - библейская история Адама и Евы по мотивам рисунков Жана Эффеля. Главную партию на премьере исполнял Михаил Барышников. В рисунках Эффеля божественный образ был показан более близким, понятным человеку. Бог, как созидатель,  близок человеку творящему, человеку-художнику. Этот настрой был востребован поколением шестидесятников, и именно он лег в основу хореографии. Постановщикам удалось сочетать юмор и иронию с яркими лирическими партиями.

Впоследствии состоялись еще 62 постановки во многих странах с участием Екатерины Максимовой, Станислава Исаева, Владимира Малахова.


Родилась Марианела Нуньес (1982 г.) - солистка труппы Английского Королевского балета аргентинского происхождения.

Родившаяся в  Буэнос-Айресе Марианелла начала танцевать в три года. В шесть лет она поступила в Школу при Театре Колон, в 14 лет ее приняли в труппу театра. Будучи артисткой кордебалета и солисткой, она гастролировала с труппой и как приглашенная артистка с партнером Максимилиано Гуэрра.

В 1997 она была принята в Школу Королевского балета в Лондоне и через год по ее окончании вошла в труппу. Полтора года была первой солисткой,  в 2002 в 20 лет заняла положение балерины. В том же году была переведена в ранг первой солистки, в сентябре 2002-го получила статус прима-балерины.

В июле 2011 года в Буэнос-Айресе Марианела вышла замуж за своего партнёра, танцовщика Тьяго Соареса, впервые сделавшего ей предложение ещё в 2006 году, прямо на сцене после окончания очередного представления балета «Спящая красавица».

Яркая исполнительница как классического, так и современного репертуара, Марианелла награждена многими театральными премиями.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Предлагаю комментарийк Легенде

    О легендарной Легенде

    В любом жанре искусства есть определённые точки отсчёта, для обозначения определённых периодов. Не буду растягивать вступление,т.к. не искусствовед и не эрудит. И всё же в близкой мне области балетной практики о точках отсчёта, рубежах в развитии балетного театра мнение имеется,которое,возможно, не покажется оригинальным. Общеизвестная истина,что после Лебединого акта Л.Иванова балет уже не мог оставаться в рамках феерий от Петипа. Симфонизм,приписываемый Мариусу Ивановичу,носил чисто композиционный характер. Двойки,четвёрки,массовка… Симфонизм Лебединого акта представлял эмоциональную программу музыкальной основы,что впоследствии мощно и определённо прозвучало в Сильфидах Фокина. Далее, не останавливаясь на опытах Лопухова и Голейзовского, отмечу,что наиболее плотно симфоническую музыку иллюстрирует впоследствии Баланчин. Правда,оставляя от произведений,в основном, ритм,мало заботясь о настроениях и эмоциях,владевших композитором. И всё же работы Баланчина вполне можно считать своеобразной точкой отсчёта для любителей чистого,незамутнённого эмоциями и сюжетом танца. Эпоха драмбалетов в какой-то мере также старается отдалиться от Петипа,явно,отказываясь от дивертисмента… И вдруг! Танцующие Самоцветы в спектакле Прокофьева-Григоровича Каменный цветок. Образная пластика передаёт сверкающие грани — явление для балетной сцены удивительное. Хозяйка с пластикой ящерицы,оплетающая мастера –это воплощение поисков Голейзовского и Якобсона в передаче через движение образов окружающей флоры и фауны… И вслед за этим Шедевр по имени Легенда!
    Не смею говорить о качестве музыкального материала с точки зрения профессионала. Могу лишь отметить,что она не банальна, со сложной ритмикой ,ярким восточным ароматом, лейтмотивами,определяющими характер и поступки персонажей. Короче,весьма добротный материал для хореографа. А Он не подвёл. Был создан эпохальный стильный спектакль. Эпохальный,потому что впервые все отношения на сцене решены без жестикуляций, единство композиционного и хореографического решения каждого эпизода обеспечили зрелищность. А такие кульминационные сцены как монологи Мехмене,Погоня,пожалуй,на сегодня,единственные в архиве балетной практики. Но если равные по решению с абсолютным доминированием средств хореографии спектакли сегодня имеют место , скажем, у Пети, Майо, Ноймайера,то по Стилю полномасштабного балета за рубежом указать затруднюсь. Что имею в виду под определением Стиль. Это очень непростая задача для средств классического танца. Например,в Дочери Фараона фронтальными позами изображалась якобы древнее время,затем артисты быстренько переключались на привычные адажио и вариации. Стильным произведением я бы назвал Весну священную Нижинского. Яркая образная хореография языческого обряда на основе лубка.Но здесь отсутствует классический танец.
    Послеполуденный отдых фавна тоже имеет стиль,но в отличие от Весны весьма надуманный.
    Мощь стиля Легенды прежде всего в едином пластическом решении. Восток – дело не только тонкое, древнее,с философией,выстроенной на притчах, но и весьма закрытое. В спектакле,выстроенном на чётких пластических рисунках, идеальных формах, нет места хлопотанию мимикой. Поэтому он не удался Осиповой,которая пыталась очеловечить образ Мехмене, и стал центральным в судьбе Осипенко и Лопаткиной… Древность,притчевость.тонкая вязь восточной живописи на совести обыкновенного гения Вирсаладзе
    За сим откланиваюсь и от души поздравляю любителей балета Днём рождения жемчужены советско-российского балетного репертуара.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here