Гинкевич: Только русские способны станцевать с душой даже безликую современную хореографию

0
362

Источник: https://crimea.mk.ru

Звезда российского балета, блиставшая на сценах Мариинского театра, Большого театра и Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Инна Гинкевич рассказала о том, с какими трудностями сталкиваются все молодые балерины.


Инна Гинкевич родилась 28.05.1972 в Ленинграде. Окончила Академию русского балета имени А.Я. Вагановой, ГИТИС. Выступала в качестве ведущей солистки «Студии Григоровича» в Большом театре. Прима-балерина Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Приглашенная балерина Приморской сцены Мариинского театра (г. Владивосток). Также снимается в кино, в ее зачетке более 15 ролей, в том числе в сериалах «Земский доктор», «Маша в законе», «Последний из Магикян», «Семейное счастье». Заслуженная артистка России. В настоящее время является главным хореографом Департамента спорта г. Москвы и директором спортшколы олимпийского резерва №25 Москомспорта.


- Если отмотать время назад, что бы вы сказали себе в первый день, когда переступили порог Академии русского балета имени Агриппины Вагановой?

- Ты очень хочешь стать балериной, поэтому ничто не сможет тебе помешать. Все трудности - временные. Помни пословицу: «Тяжело в ученье, легко - в бою». Если ты хочешь быть лучшей, надо постоянно трудиться. Я так и поступала: не откладывала на завтра то, что можно сделать сегодня. Занималась каждый день, постоянно брала дополнительные занятия у известных педагогов. У меня не было ни выходных, ни каникул. Даже когда болела и день был прожит без балета, считала, что это бесцельно потраченное время. Еще я сказала бы себе: никогда и ни из-за чего не расстраивайся и не трать свои нервы на ерунду.

- Быть балериной - это ведь не только физическая боль?

- У балерины должна быть очень устойчивая психика. Ничто не ранит человека сильнее, чем слово. А в хореографическом училище невозможен процесс обучения без тотального контроля со стороны педагогов, проблема в том, что учителя бывают разные, как и их замечания. И некоторые дети воспринимают это очень болезненно. Надо уметь справляться с этой душевной болью, работать над собой, закалять характер. С другой стороны, если нет жизненных и профессиональных переживаний, артист балета не состоится как личность и не раскроется на сцене. Человек, который мало пережил, не сможет передать глубину образа. Сыграть чувства, которые тебе незнакомы, просто невозможно.

- А русский балет отражает национальный характер?

- Именно поэтому русский балет считается лучшим в мире. Только русские способны станцевать даже безликую современную хореографию с душой. Они вкладывают в танец глубокий смысл, раскрывая свою душу и привнося в любую хореографию смысл и глубину, о которой, может, и не думал балетмейстер, когда ставил этот балет или номер. Ни один западный танцовщик не сравнится с русским. Наши танцовщики очень индивидуальны и многогранны технически, они исполнят любую партию, будь то классика или модерн.

Блистала на сцене Большого...

- Академия Вагановой или Королевский балет в Лондоне - где балетная школа лучше?

- А кто сказал, что британская школа балета лучше? Туда стараются не брать русских, потому что на их фоне остальные танцоры блекнут. Но в «Ковент-Гардене» все равно не могут обойтись без наших артистов. У них блистал Рудольф Нуреев, Сергей Полунин, Иван Путров, Давид Махатели, Вячеслав Самодуров, Наталья Осипова. Ни по манере исполнения, ни по внешним данным танцоры Королевского балета не превосходят артистов Мариинского театра, не говоря уже про Большой театр.

- Почему после Нуреева, Барышникова и Годунова в русском балете не было звезд такой величины?

- Ну как же не было? Много наших звезд танцевали в "Гранд Опера”, “Ковент-Гардене”, "Нью-Йорк Сити Балет". Просто изменилась политическая ситуация, рухнул железный занавес, и уже не надо никуда бежать. Теперь танцовщики могут спокойно передвигаться по миру и выступать там, где хотят. Другое дело, что балет мельчает и не по своей вине. Сегодня большая редкость, когда ты идешь в театр на имя, ради какого то конкретного танцовщика или прима балерины. Сейчас дирекция в балетных труппах всех старается пригладить, сравнять, чтобы никто глобально не выделялся. Мы переняли этот принцип у западных трупп. Мне кажется, что очень многое зависит от руководителя балетной труппы и от директора театра. Он должен обладать высоким интеллектом и незыблемым авторитетом в балетном мире, чтобы выращивать у себя индивидуальностей, личностей, мировых звезд. Потому что в какой-то момент звезды начинают диктовать театру свои условия, а это никому не нравится.

Вырастить чемпионов

- Академией хореографии в Севастополе руководит 31-летний Сергей Полунин. Как вы считаете, в каком возрасте артист балета готов к такой ответственности?

- Я, как директор детской «Спортивной школы олимпийского резерва 25» департамента спорта г. Москвы, где учится почти 2000 человек, скажу, что невозможно совмещать эту должность с другой работой. Можно поехать на гастроли на 3 дня, отлучиться максимум на неделю. Но регулярно выходить на сцену, танцевать, заниматься своими параллельными проектами и одновременно руководить хореографическим училищем нельзя. Как пример, могу рассказать, что я иногда снимаюсь в кино и телесериалах, но никогда не могла позволить себе больше 10 съемочных дней, и то в разбивку, желательно с попаданием на мои выходные дни в школе. Именно поэтому я отказывалась от главных ролей, так как это подразумевало съемочный период от 2 до 6 месяцев. Хореографическое училище, балетная школа, спортшкола и вообще любое обучение детей - это огромная ответственность, и руководитель должен быть на работе, считай, круглосуточно. Не зря у директоров и ректоров учебных заведений считается ненормированный рабочий день. Поэтому занимать такие должности в детских учреждениях лучше после окончания балетной карьеры. Именно поэтому Николай Цискаридзе только после того, как ушел из Большого театра, стал руководителем и отдает всё свое время Академии русского балета им. Вагановой.

... в прекрасной форме и сейчас.

- Вы после окончания карьеры балерины начали работать в департаменте спорта Москвы. Был ли этот переход сложным?

- У любой примы-балерины твердый характер и железные нервы, потому что в балетной школе как в кадетском корпусе. Нас воспитывали «как военных», так что и по личностному фактору, и по стремлению достичь поставленной цели мы очень похожи. Поэтому любое дело я стараюсь делать лучше и качественнее всех, быстрее всех и очень стараюсь добиваться самых высоких результатов. В первые полгода работы в Москомспорте я входила в новую для себя колею: освоила специализированную спортивную терминологию, изучила профессиональные стандарты, стала хозяйственником. А сейчас моя цель - вырастить как можно больше спортсменов, которые бы показывали высокие спортивные результаты и входили в состав сборных команд Москвы и России. За последние пять лет количество учащихся в СШОР №25, которую я возглавляю, увеличилось с 700 до двух тысяч человек. У нас очень много побед, наши ребята входят в сборные Москвы и России, становятся чемпионами страны и Европы. Большой рывок сделали спортсмены из отделений спортивной аэробики, художественной гимнастики, акробатического рок-н-ролла, самбо, дзюдо, карате.

- Какой совет вы дадите мамам, чьи дети занимаются спортом и утверждают, что «перегорели»?

- Если путь намечен, то на сиюминутные всплески настроения не стоит обращать внимания. Родитель, как и тренер, должны убедить ребенка не бросать спорт. Глупо бросать то, чем занимаешься уже несколько лет. Это еще можно понять, когда спортсмен достиг каких-то многочисленных результатов, побед и дальше «перегорел», потому что ему некуда двигаться и стало неинтересно. Уйти из спорта можно из-за серьезной травмы, а всё остальное - это не причина отказываться от борьбы.

Пример легендарных

- Влияет ли телевидение и кино на популяризацию спорта и балета у подрастающего поколения?

- Популяризация спорта с помощью телевидения очень важна. После шоу «Ледниковый период» на Первом канале у многих появился интерес к фигурному катанию, та же «Молодежка» подогрела интерес ребят к хоккею. Я дружу с Александром Харламовым - в прошлом хоккеист, сегодня гендиректор нижегородского хоккейного клуба «Торпедо», сын великого хоккеиста Валерия Харламова, о котором был снят фильм «Легенда 17». Мы обсуждали с Александром, насколько важен этот фильм для молодежи. Как важен всегда и заразителен пример истории легендарных, состоявшихся личностей. Я считаю, что такие примеры - великих спортсменов - ведут за собой. Балет же всегда был элитарным искусством и в принципе не требовал популяризации, но, бесспорно, такие телевизионные проекты, как «Большой Балет» телеканала «Культура», замечательно повлияли на количество желающих связать свою жизнь с этим видом искусства. К сожалению, на сегодня очень мало хороших и правдивых фильмов о балете. Как шутят балетные: «Мы умрем, а хороший фильм так и не снимут», хотя американский сериал о балете - «Плоть и кости» и фильм «Черный лебедь», наверное, можно отметить среди других. В нем были задействованы профессиональные балерины и танцовщики, что большой плюс, а Натали Портман в детстве профессионально занималась балетом. Это имеет огромное значение, потому что «сыграть» балерину (что бы ни говорили российские режиссеры) невозможно. Конечно, таких фильмов и качественных сериалов должно быть больше.

- У вас в Instagram много морских фотографий c заграничных курортов. А были ли вы когда-нибудь в Крыму?

- К сожалению, я никогда не была на полуострове. Ни на гастролях, ни на отдыхе. Наверное, потому, что у меня дом в Черногории и на море я езжу туда. Но я очень хочу побывать в Крыму и, как только представится такая возможность, обязательно съезжу!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here